Мектеп Медиация қызметінің жұмысын ұйымдастыру / Организация работы школьной службы медиации » Школа №11 г. Алматы
Алматы қаласы Білім басқармасының
«№11 жалпы білім беретін мектеп»
коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Қабылдау бөлімі:
+7 (727) 234-10-46
Есепші бөлімі:
+7 (727) 290-57-52
Нашар көрушілер
нұсқасы
» » » Мектеп Медиация қызметінің жұмысын ұйымдастыру / Организация работы школьной службы медиации
01
қыркүйек
2022

Мектеп Медиация қызметінің жұмысын ұйымдастыру / Организация работы школьной службы медиации

  1.  Медиация қақтығыстарды шешу әдісі ретінде 
    Медиация - бұл үшінші бейтарап, бейтарап, осы жанжалға мүдделі емес медиатор тарапының қатысуымен дауларды шешудің балама түрі.

    Медиация-бұл үшінші тараптың дау бойынша шешім шығаруын көздемейтін медиацияның ерекше түрі. Тиісінше, медиатордың басты міндеті тараптарға дауды мүмкіндігінше тезірек өзара тиімді және өміршең шешімге келтіруге көмектесу болып табылады.

    Медиация мынадай қағидаттарға негізделеді: еріктілік, құпиялылық, тараптардың теңдігі, медиатордың бейтараптығы, сондай-ақ рәсімге араласуға жол бермеу.

    Медиация кімнің дұрыс, кімнің кінәлі екенін анықтауға емес, шешімдерді өзара тиімді іздеуге бағытталған. Басқаша айтқанда, сотқа дейінгі екі қақтығысушы тарап кәсіби делдалға жүгінеді, ол тыңдағаннан кейін оларға оңтайлы шешім қабылдауға көмектеседі.

    Медиация тек жеке құқықтық қатынастарға қолданылады, оны Тараптардың бірі мемлекеттік орган болып табылатын құқықтық қақтығыстарға қолдануға болМамырды. Медиация сыбайлас жемқорлық құқық бұзушылықтарға қолданылМамырды.

    Медиатор - бұл құқық, психология, философия саласында белгілі бір білім мен дағдыларға ие, сонымен қатар шешендік пен беделге ие адам. Ол ешбір жағдайда судья мен дауласушылар арасында делдал болМамырды, ешкімнің мүддесін білдірмейді, оның позициясы мен әлеуметтік мәртебесі күштің қандай да бір түрде қолданылуын білдірмейді. Медиатордың рөлі екі қайшылықты Тараптың консенсусқа келуіне көмектесу болып табылады.

    Медиатордың беделі клиенттер оған жүгінетін мәселелерді шешудің ең жақсы жолдарын іздеу үшін оларға көрсетілетін қызметтердің сапасына ғана негізделген.

    Медиатор дәстүрлі сот төрелігін жүргізетін судьяның орнын баса алМамырды. Бұл жанжалдарды шешудің балама әдісін ұсынатын, аз шығынды, жеке және заңды тұлғалар үшін психологиялық тұрғыдан ыңғайлы адам.

    Медиатор ешқандай шешім қабылдаМамырды. Демек, Тараптар өз еркімен жасаған келісімді кез келген Тарапқа зиян келтіру мүмкін емес. Медиаторға билік берілмейді, яғни сыбайлас жемқорлыққа бейім емес.
  2. Медиация как метод разрешения конфликтов 

Медиация - это альтернативная форма разрешения споров, с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны - медиатора.

Медиация - это особая форма посредничества, не предполагающая вынесения третьей стороной решения по спору. Соответственно, главной задачей медиатора является помощь сторонам в как можно более скором приведении спора к взаимовыгодному и жизнеспособному решению.

Медиация основывается на следующих принципах: добровольность, конфиденциальность, равноправие сторон, нейтральность медиатора, а также недопустимость вмешательства в процедуру.

Медиация направлена не на выяснение того, кто прав, а кто виноват, а на взаимовыгодный поиск решений. Иначе говоря, две конфликтующие стороны до суда обращаются к профессиональному посреднику, который, выслушав, помогает им принять оптимальное  решение.

Медиация распространяется только на частные правоотношения, она не может применяться к правовым конфликтам, где одной из сторон выступает государственный орган. Медиация не распространяется на коррупционные правонарушения.

Медиатор - это человек, обладающий определенным набором знаний и умений в области права, психологии, философии, а кроме того - наделенный красноречием и авторитетом. Он ни в коем случае не является посредником между судьей и спорящими, не представляет ничьи интересы, его положение и социальный статус не предполагают использование силы в какой-либо форме. Роль медиатора заключается в том, чтобы помочь двум конфликтующим сторонам прийти к консенсусу.

Авторитет медиатора базируется лишь на качестве предоставляемых им услуг по поиску наилучших путей решения проблем, с которыми к нему обращаются клиенты.

Медиатор - не замена судье, вершащему традиционное правосудие. Это тот, кто предлагает альтернативный способ решения конфликтов, менее затратный, более психологически комфортный для физических и юридических лиц.

Медиатор не выносит никакого решения. Следовательно, соглашение которое составлено сторонами добровольно не может быть направлено во вред какой-либо стороне. Медиатор не наделен властью, а значит, не подвержен коррупции.

Еще один немаловажный аспект, процедура медиации может занять всего 30 дней, что значительно быстрее, чем судебный процесс.

Термин «медиация» происходит от латинского слова mediatio - посредничество.

В настоящее время с помощью медиации можно разрешать экономические, семейные, трудовые, межличностные, межкультурные и прочие конфликты.

Медиация  это процесс, в котором участники (конфликтующие стороны) разрешают свой конфликт с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора).

Медиация – это метод, основой которого является уважение к личности, добровольное участие и волеизъявление, свобода выработки и принятия решений, возможности защиты и удовлетворения интересов всех сторон при условии предоставления им равных прав.

Медиация альтернативна любому директивному способу разрешения споров, когда конфликтующие стороны лишены возможности влиять на исход спора, а полномочия на принятие решений по спору делегированы третьему лицу.

Процедура медиации ориентирована на выработку консенсусных решений сторон. Решение, основанное на консенсусе, в отличие от бескомпромиссного, в полной мере удовлетворяет интересы каждой из сторон, в силу чего отличается большей эффективностью.

Медиатор не является ни судьей, ни представителем той или иной стороны спора, ни следователем, ни прокурором, ни воспитателем и ни советчиком. Медиатор – нейтральный посредник, помогающий наладить конструктивный диалог между сторонами по поводу возможного разрешения конфликта и в равной степени поддерживающий их в этом. Медиатор не несет ответственности за примирение сторон или выработку ими решения, поскольку это – ответственность сторон. Медиатор отвечает за то, чтобы люди поняли предлагаемый им восстановительный способ выхода из ситуации и сделали осознанный выбор – воспользоваться им или нет.

Медиатор также отвечает за то, чтобы на встрече были созданы максимальные условия для взаимопонимания и примирения.

  1.  Особенности школьной медиации 

Основная цель школьной службы медиации состоит в формировании благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе, при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом.

Ключевыми индикаторами уровня сформированности социально- безопасной среды для эффективного развития и социализации личности являются: - снижение деструктивного влияния между участниками образовательного процесса неизбежно возникающих конфликтов за счет обучения основам медиации педагогических работников, а также детей (медиативному подходу и технологиям позитивного общения в «группах равных»);

- снижение агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди детей; - сокращение количества правонарушений, совершаемых несовершеннолетними; - формирование условий для предотвращения неблагополучных траекторий развития ребенка; - повышение уровня социальной и конфликтной компетентности всех участников образовательного процесса.

Основными функциями школьной службы медиации являются: 1. Восстановительная - восстановление статуса пострадавшего и обидчика в обществе, отношений между ними и в школьном сообществе; 2. Образовательная - повышение коммуникативной компетентности учащихся и педагогов; 3. Воспитательная (стимулирование развития рефлексии, самостоятельности, принятия на себя ответственности, планирования будущего, осознания ценности отношений); 4. Профилактическая (предотвращение конфликтов).

Школьная медиация имеет свои довольно четкие границы применения или ограничения: - не все конфликты можно разрешить, используя этот метод; - дети не должны разрешать конфликты между взрослыми (родителями и учителями, администрацией и педагогами и т.п.).

Ключевая роль в создании и функционировании школьной службы медиации принадлежит ее куратору (руководителю).

Специалисты выдвигают следующие требования к квалификации куратора (руководителя) школьной службы и медиаторов: - куратор должен пройти обучение у тренеров, имеющих собственную практику восстановительной медиации; - не реже чем раз в год проходить супервизию своей работы со случаем в профессиональном сообществе; - иметь свободный доступ к сайтам с обновляемой информацией о службах медиации; - иметь возможность участвовать в семинарах, курсах повышения квалификации, конференциях по восстановительной медиации.

 

Осы беттің QR-коды:
QR-код этой страницы: